Единственное сохранившееся до нашего времени сочинение, которое содержит большое количество информации по древнекитайским мифам –это «Книга гор и морей», или Шаньхайцзин, которая состоит из восемнадцати цзюаней. Ее автор неизвестен, хотя раньше считалось, что это император Юю и Бо И. Ее создавали различные люди в разные времена. Центральная часть книги - «Уцзаншань цзин» относится к эпохе Восточного Чжоу. Другая часть - «Хайнэйвай цзин», состоящая из восьми глав, была написана во времена Чунь-цю – Чжаньго, еще одна - «Хуан цзин», включающая четыре главы и состоящая из одной главы «Хайнэй» написаны при династии Хань. Рассказанные в «Книге гор и морей» мифы, хоть и являются разрозненными отрывками, но сохранили свой изначальный облик.
«Уцзаншань цзин», или «Шань цзин» - «Книга гор», состоит из описаний растений и животных, населяющих знаменитые горы и величайшие реки Китая, и изображений добрых и злых духов, обитающих там. Сейчас уже невозможно проверить достоверность всего множества сведений, описанного в ней. В связи с тем, что после каждого раздела идет моление духам, в котором упоминаются петухи, зерна, яшма и др., можно сделать выводы, что, вероятней всего, это была книга заклинаний у шаманов.
Два раздела: «Книга пустынь» и «Книга про то, что в морях или за морями», вместе называемые «Хай цзин» - «Книга морей», состоят из описаний обычаев и внешнего облика народов дальних стран, а также из удивительных перевоплощений духов. У них такой же стиль, как у «Книги гор», но текст не имеет такой связности.
В «Книге гор и морей» изначально были иллюстрации, которые сопровождали важнейшие места книги, поэтому ее называли также «Изображения гор и морей». Но связи между текстом и иллюстрациями в «Книге морей» и «Книге гор» различны, что требует дополнительного исследования. «Книга морей» сначала, по всей видимости, состояла из рисунков, а затем появился текст, как пояснение к рисункам. А «Книга гор» первоначально состояла из связного текста, куда впоследствии были добавлены иллюстрации.